Кузнецкий угольный бассейн является бесспорным лидером по объемам залежей каменного угля в России. Кроме того, способ добычи твердого топлива на Кузбассе экономически выгодный, ввиду низкой себестоимости и сравнительно малых капитальных затрат.
География Кузнецкого угольного бассейна

Сибирь богата полезными ископаемыми и, прежде всего, каменным углем. В ее южной части располагается самое крупное месторождение – Кузнецкое. Благодаря ему вся Кемеровская область именуется Кузбассом – это ее второе официальное название. Месторождение находится в небольшой котловине, между Алтайским хребтом, Кузнецким нагорьем Алатау и горно-таежным регионом Горная Шория.
Угольный бассейн расположен в зоне с резким континентальным климатом, который характеризуется частыми колебаниями температур, из-за чего осложняется добыча природных ископаемых. Регион разрабатывается уже не одно десятилетие, вследствие чего был сильно изменен ландшафт.
Основные характеристики:
- дата открытия – 1721 год;
- протяженность – 800 км вдоль Транссибирской магистрали;
- площадь бассейна – 26 тысяч км2;
- количество шахт – 50 и 33 разреза;
- балансовые запасы – 600 млрд тонн;
- объемы залежей коксующих углей – 643 млрд тонн;
- доля некачественных углей (не соответствующих мировым критериям) – около 50%;
- средняя мощность пластов – 14 м;
- средняя глубина шахт – 315 м;
- доля объема добычи – 40%;
Характеристики углей:

- зональность – невысокая – 4–6%;
- содержание серы – до 0,65% (низкое);
- калорийность – 8,6 ккал (высокая);
- удельная теплота сгорания – до 8500 ккал/кг.
Как добывается уголь на Кузбассе
На Кузнецком месторождении разработка пластов угля осуществляется двумя основными способами:
- подземным;
- открытым.
Подземный способ предполагает строительство шахт, глубина некоторых доходит до 400 метров. Это самый затратный вариант, но при глубоком залегании нет альтернативы. Около 70% всех углей добывается в шахтах. Остальные – открытым, карьерным способом. На той территории бассейна, где угольные пласты залегают неглубоко, открываются разрезы.

Снимаются верхние слои почвы, а с помощью техники вывозится угольная порода. Если слой рыхлый и его толщина небольшая, то используются только бульдозеры для вскрышных работ. Если порода залегает толстым слоем и имеет высокую плотность, то используют экскаваторы, драглайны, предварительно могут проводиться взрывные работы. Грузовые автомобили, вагоны и прочая автотехника используется для транспортировки добытого твердого топлива.
Сегодня в обслуживание разрезов вовлечены:

- 450 экскаваторов;
- 80 электровозов;
- 300 бульдозеров;
- 900 думпкаров;
- 120 подъемных кранов;
- более сотни буровых станков и большегрузных автомобилей.
Открытый способ довольно экономный, а добытое сырье имеет низкую стоимость. Но разработка карьеров наносит значительный урон окружающей среде, изменяет ландшафт и загрязняет воздух – пыль разносится на несколько километров. Самые крупные угольные разрезы кузбасского бассейна:
- Сибиргинский;
- Красногорский;
- Черниговец;
- Кедровский.

Более прогрессивный способ добычи – гидравлический. Но его можно применять только при наличии значительного количества подземных вод. Порода разрушается и поднимает на поверхность под воздействием струй воды. Технологии такой разработки шахт постоянно совершенствуются и сегодня используются следующие виды подачи воды:
- импульсивный;
- пульсирующий;
- непрерывный.
1) Юбилейная;
2) Тырганская;
3) Есаульская.
Самый распространенный способ добычи твердого топлива – подземный. Шахты, дающие миллионы тонн угля:
- им. Кирова;
- Распадская;
- Капитальная.

Для добычи используются следующие виды техники:
- комбайны для очистных работ – 365 единиц техники;
- скребковые и ленточные конвейеры – более 12000 единиц;
- проходческие комбайны – 200 единиц;
- электровозы – 1740 единиц;
- механизированные комплексы – 180 штук;
- 450 погрузочных машин.
Большинство процессов полностью автоматизированы. Но, тем не менее, доля ручного труда остается высокой. Шахты отличаются высокими показателями травматизма, а также нередки случаи обвалов. Поэтому подземный способ считается самым небезопасным.
Основные экономические показатели добычи угля на Кузбассе
Угольная промышленность Кузбасса дает России 12% национального продукта. Оказывает положительное воздействие, как на экономику региона, так и на страны в целом.

Основные экономические показатели Кузнецкого угольного бассейна:
- доля залежей в общих объемах страны – 60%;
- доля объема добычи – 40%;
- количество добытого угля – 215,2 миллион тонн в 2015 году;
- динамика прироста – с 1998 года наблюдается стабильный рост: в среднем на 5–8 миллион тон в год;
- экспорт – в 2015 году увеличился на 41%;
- собственное потребление (Кемеровской области и Западной Сибири) – 86 миллиона тонн.
Качество углей в Кузбасском бассейне разное – более 50% имеют неоднородный состав и в таком виде непригодны для дальнейшего потребления. Для переработки такого сырья созданы высокотехнологичные заводы, которые позволили увеличить объем обогащенного сырья с 40% (в 2000 году) до 73% (в 2015). Самый прогрессивный перерабатывающий завод – Кузбассразрезуголь – дает 90% обогащенного угля. Использование современных технологий и механизация процессов влияет на стоимость конечного продукта – снижает ее.

Экспорт кузбасского твердого топлива и других полезных ископаемых Западной Сибири осуществляется в 85 стран мира. При этом значительная часть (90%) всех перевозок производится железнодорожным транспортом. Это дает широкие возможности развития для еще одной сферы экономики – транспортной. Инвестиции, вложенные сегодня на модернизацию основных фондов, принесут снижение стоимости и повышение эффективности использования ресурсов в долгосрочной перспективе.
Чем обусловлены низкие затраты на добычу кузбасского угля
Стоимость горной продукции складывается из множества показателей. Учитываются не только текущие затраты, но и прошлые. К прошлым можно отнести:
- затраты на геолого-разведывательные мероприятия;
- опытные испытания;
- строительство шахт, перерабатывающих заводов;
- организация инфраструктуры – строительство дорог, создание условий для жизни работникам.

Текущие затраты включают в себя следующие группы:
- содержание и эксплуатация основных фондов – зданий, сооружений, машин и механизмов;
- модернизация машинного парка;
- заработная плата работникам;
- социальные отчисления на страхование;
- организация сбыта продукции;
- приведение земель, на которых осуществлялась выработка, в пригодное состояние для хозяйственного использования;
- инвестиции в геолого-разведывательные мероприятия, а также подготовительные работы по освоению новых месторождений;
- мероприятия по охране труда и создание безопасных условий работы для сотрудников.

Кузбасский уголь имеет низкую себестоимость за счет разработки карьеров бассейна открытым способом. Он не предусматривает строительство и обслуживание шахт. Первоначальная стоимость карьерного угля на 35% ниже, чем добытого подземным способом.

Открытый способ предусматривает использование труда меньшего количества работников. На 33 разрезах занято на 50% меньше людей, чем для обслуживания 50 шахт. Это автоматически сокращает и отчисления на социальное страхование.
Для открытого способа используется меньшее количество машин и механизмов – это также сокращает затраты примерно в два раза. Снижается потребление топлива, электричества, амортизационные расходы.
На стоимость одной тонны каменного угля влияет и общий объем производства. Чем он больше, тем меньшие будут затраты. Поскольку общие капитальные вложения распределяется на большее количество конечного продукта.