Бизнес по производству консервированной продукции является достаточно прибыльным, если его правильно организовать. Небольшой завод на дому или в арендованном помещении будет самым правильным вариантом.
Особенности бизнес-идеи
Мини-завод такой специализации не обладает высокой производительностью, поэтому при его организации нужно ориентироваться на потребности местного покупателя. При размещении мощностей мини-предприятия необходимо обращать внимание на наличие сырья, чтоб снизить транспортные расходы. Это позволит уменьшить себестоимость продукции.
В результате она станет конкурентоспособной относительно товаров крупных производителей, которые завоевали доверие среди многих покупателей.
Мини-завод может ориентироваться на изготовлении следующих разновидностей консервов:
- мясные;
- рыбные;
- овощи – зеленый горошек, фасоль, кукуруза;
- грибы;
- фруктовые соки;
- маринованные огурцы, помидоры, болгарский перец;
- баклажанная и кабачковая икра;
- разнообразные овощные салаты;
- томатный соус и паста;
- овощные супы;
- фрукты – яблоки, абрикосы, персики и т.д.
Еще одной особенностью мини-заводов считается то, что их режим работы имеет сезонный характер. Производство консервов из овощей и фруктов происходит в летне-осенний период, а реализация – в зимне-весенний. При желании можно наладить несколько линий. Одна из них должна заниматься выпуском мясных, рыбных или грибных продуктов. Такая линия может работать на протяжении целого года.
Необходимое оборудование
Завод по производству консервов может быть укомплектован разнообразным оборудованием, которое позволяет получить определенный продукт. Овощи, фрукты, мясо и другое сырье должно фасоваться в подготовленные стеклянные или железные банки. Для потребностей мини-предприятия можно закупить следующее оборудование:
- линия по производству рыбных или мясных консервов. Для ее установки необходимо обеспечить 70 кв. м площади, 6 человек обслуживающего персонала при выходе 600 банок в час. Стоимость комплекса – 1,5-2 млн рублей;
- линия для производства консервированных овощных салатов, упакованных в стеклянные банки. Производительность – 1100 штук за смену, стоимость – 1,3-1,5 млн. рублей;
- линия для консервированных грибов (фасуются в стеклянные банки). Производительность – 500 штук за смену, стоимость – 1,2-1,3 млн рублей;
- комплекс для фасовки в банки большого объема (3 л). Мощность – 450 штук в смену, цена оборудования – 1,5-1,7 млн рублей.
Процесс производства
Завод по производству консервированных продуктов может использовать для своей работы такие методы сохранения сырья:
- химический;
- биохимический;
- физический;
- физико-химический.
Самым популярным методом является использование консервантов химического и биологического происхождения. К ним предоставляются достаточно высокие требования. Эти вещества должны быть безопасными, не изменять вкус продуктов и не вступать в реакцию с упаковочным материалом.
К физическим методам относят обработку сырья при помощи высоких или низких температур, ультразвука, ионизация, фильтрование. К ним относят пастеризацию, стерилизацию, замораживание и другие технологические схемы.
Большой популярностью также пользуются физико-химические методы. В этом случае для увеличения срока хранения используется поваренная соль, сахар и другие консерванты. Их применяют в комплексе с пастеризацией, стерилизацией или простой варкой в герметичной таре. Завод данного типа является больше всего востребованным на рынке.
При химическом методе обработки сырья используют:
- этиловый спирт;
- уксусная кислота;
- сорбиновая кислота;
- лимонная кислота;
- бензойная кислота.
Их концентрация в готовом продукте должна быть высокой, чтоб обеспечить его сохранность. Это может негативно сказаться на качестве, поэтому данный метод применяют в сочетании с другими. К биологическим консервирующим веществам относят препараты с бифидум- и лактобактериями, лактококки.
Бизнес-план
Окупаемость такого завода зависит от вида и количества выпускаемой продукции. Она колеблется от 0,5 до 2-3 лет. На примере организации линии по производству консервированных овощей рассмотрим рентабельность предприятия, которое работает на протяжении 4 месяцев в сезон сбора урожая:
- закупка сырья. В среднем небольшие предприятия на дому способны переработать не больше 1 т овощей. Поэтому понадобится около 120 т сырья за весь сезон. Его стоимость составляет 2,4 млн рублей;
- электроэнергия. Для работы всего оборудования в среднем понадобится 240 кВт на 1 смену. Потребность на весь сезон составляет – 28,8 тыс. кВт стоимостью 100 тыс. рублей;
- заработная плата. Для эффективной организации деятельности мини-предприятия может понадобиться от 15 до 20 человек обслуживающего персонала. Расходы на выплату зарплаты будут составлять 1-1,2 млн рублей;
- аренда цехов. Для установки оборудования необходимо помещение, которое будет в наличии круглый год. Поэтому в среднем расходы на его аренду составляют 1 млн рублей.